Кукерские игры – зимние карнавалы в Болгарии
Notice: Trying to get property of non-object in /var/www/u0143270/data/www/the-world-is-enough.com/wp-content/plugins/travelpayouts/app/includes/common/TPRequestApi.php on line 156
Сурва (Сурваки) и Васильовден. Сурвакары и кукеры. Сурвакарские игры / Кукерские игры.
Что такое Сурва (или Сурваки) я узнал случайно, копаясь в интернете в поисках чего бы в Болгарии посмотреть интересного. Сурва / Сурваки – это традиционный болгарский карнавал, некое подобие наших святок. На востоке Болгарии праздник больше известен как Васильовден. Называют его также Кукерские игры или Сурвакарские игры. Традиционный международный карнавал, на который съезжаются участники из нескольких стран Европы, происходит обычно в конце января в Пернике, городе километрах в 25 от Софии. Но на него мы, к сожалению, не попадали – у нас уже были билеты в Берлин. Зато успевали на фестиваль поменьше, в селе Брезник, в 26 километрах от Перника, примерно в часе езды от Софии.
На общественном транспорте доехать до Брезника, похоже, не просто. Взяли в аренду машину. В Брезнике есть отель «Бърдото». Вроде неплохой, не маленький (21 номер) и с божескими (от 30 до 60 левов) ценами. Но если хотите попасть в него во время карнавала, озаботиться этим нужно очень заранее – накануне свободных комнат не было.
Сурва берет свое начало, как считается, еще с фракийских времен, когда таким образом чествовали бога Диониса, отмечая начало нового земледельческого года. Сегодня в том или ином виде сурва сохранилась в Болгарии, Сербии, Македонии, Румынии, Хорватии. Болгары считают, что и зимние карнавалы в Венгрии, Польше, Словении и даже Австрии, Италии и Испании тоже отчасти перекликаются с сурвой.
Обычно сурву проводят с Рождества до Богоявления, причем по старому стилю (т.е. с 14 по 20 января по современному Григорианскому календарю), и на масленицу. Участники карнавала – «су́рваки», «сурвакары», они же «кукеры» (ряженые), облачаются в традиционные костюмы, надевают самодельные маски, опоясывают себя несколькими дюжинами разноразмерных колокольчиков-бубенчиков, и идут гонять злых духов.
Исторически это было занятие только мужчин, преимущественно неженатых. Сегодня в этом развлечении участвуют все желающие. Девушки, да и женщины постарше, не упускают возможности повеселиться наравне с мужчинами.
Обычно у села, района, а то и квартала города есть своя кукерская группа – дружина, серьезно подходящая к участию в карнавалах – шьющая оригинальные костюмы, мастерящая навороченные маски.
В каждой группе присутствуют традиционные персонажи.
Предводитель-«водач». По идее это должен быть единственный женатый мужчина, признанный глава семьи.
Но время берет свое – в Болгарии уже есть группы, где водачи женщины.
Водачи обычно одеты в псевдо-парадно-военную форму, при саблях, часто настоящих, и выглядят роскошно.
Вместе со взрослыми сурваками обычно в празднике еще участвуют и дети – кукеры.
У детей водачом бывают подростки и даже мальчишки помладше.
Задача водача самая ответственная – общее руководство группой, развод колонн на карнавальном параде, координация действий участников.
Кроме водача обязательно присутствуют дед с бабкой (в роли бабки обычно парни), жених с невестой (и невесты обычно тоже парни), разухабистые подружки невесты (и, опять же, самые отвязанные “подружки” – парни).
Кукерские игры берут свое начало от безудержных фракийских вакханалий в честь бога вина и плодородия Диониса. Не удивительно, что празднование сурвы всегда имело яркий сексуальный подтекст, будучи посвящено плодовитости, продолжению жизни и веселью. Тем более, что в классической традиции сурвакарами были именно молодые неженатые парни.
Поскольку в современных карнавалах участвуют дети, то приличия стараются блюсти, но все равно сексуальность из участников так и прет, многие стараются на полную катушку воспользоваться шансом оторваться и подурачиться всласть.
Также очень частые персонажи – это поп, доктор, солдат, цыган с медведем.
Вместо ладана в кадиле разжигается горький перец. А святую воду порой заменяет болгарская водка – ракия.
И никто от этого в обморок не падает, не истерит, не требует влепить богохульникам двушечку за оскорбление чувств верующих. При том, что болгары, как мне кажется, более религиозны, чем россияне, в своей массе. Но болгарская православная церковь не пытается на себя тянуть одеяло и лезть в жизнь общества. На праздники с явными языческими элементами церковь смотрит косо. Но даже не пытается публично заявлять требования об их запрете.
Собственно, в руках у кукера-солдата самодельная копия знамени болгарских легионеров времен Апрельского восстания против турок, хранящаяся нынче в Национальном историческом музее в Софии. А это для болгар тема посвятее церкви будет. Но никому не приходит в голову сделать себе пиар на обличении “глумления над памятью предков”.
“Солдаты” обычно разыгрывали сцены битв и геройской смерти с последующим воскрешением (очередные ритуальные символы круговорота жизни).
Для этих двоих кукерские игры стали звездным часом. Были мужики изрядно “согревшись” и играли самозабвенно, ожесточенно стреляя друг в друга, картинно падая, красиво умирая и оживая вновь. Мне показалось, что лежать им было комфортнее, чем стоять. “Со сцены” их ели выгнали.
Некоторые “солдаты” приходили со своими пушками, эффектно бабахавшими петардами.
Были и менее традиционные персонажи
В Восточной Болгарии кукеры наряжаются в обычную праздничную одежду. В Центральной и Западной Болгарии костюмы более интересные.
Обычно их делали из бараньих, овечьих и бычьих шкур мехом наружу. Тоже в память о Дионисе, часть своей жизни проведшем в образе козла и умершего, по одной из версий, будучи быком.
Нынче также распространены костюмы из лоскутов ткани, каких-то бечевок и не пойми чего.
На пояс (и иногда на грудь) подвешивается десяток-другой разнокалиберных чугунных, медных, латунных и бронзовых бубенцов, иногда размером с хороший котелок.
Бубенцы эти призваны отпугивать нечисть своим звоном.
Также традиционными аксессуарами являются фаллические символы плодородия – посох, деревянный молот и сурвачка – кизиловый прутик, украшенный шерстяными нитками (символ плодовитости животных), сухофруктами (для хорошего урожая), чесноком (от сглаза и болезней) и сушеным красным перцем (для потенции). У кизила почки на появляются раньше, а плоды созревают позже остальных деревьев, поэтому болгары считают, что у него более сильная тяга к жизни. Прут непременно должен быть свежесрезан – «суров» по-болгарски. Отсюда и пошло название «Сурва». Сурвачкой похлопывали по спинам односельчан (и скотину) на счастье. Поэтому если в вас во время Сурвы ткнули посохом или похлопали прутиком, то это не со зла, а вовсе наоборот, чтобы сопутствовали удача, везение и благополучие.
На голову водружается маска, при ее отсутствии лицо мажут в черный цвет. Кукерские маски – это отдельная тема. Традиционно кукерские маски вырезают из дерева. К маске крепятся разноцветные нитки, полоски ткани, бусы, зеркала, блестки, перья, рога и шкуры.
Некоторые маски могут достигать двух метров в ширину и трех в высоту.
Если следовать традиции, маски должны выглядеть грозно и страшно, чтобы напугать злых духов. Самыми древними считаются маски барана, козла и быка.
У некоторых масок два лица – с одной стороны добродушное, с другой – зловещее, что символизирует нераздельное существование добра и зла в мире.
Многие маски просто шедевры.
Большое значение имеет цветовая символика масок. Красный – огонь, солнце, плодовитость и обновление природы. Черный – земля, и ее мать-богиня. Белый – вода и свет.
Кукерские игры – это ничто иное, как болгарский маскарад. Сперва сурваки-кукеры, разгоняя злых духов, обходят каждый дом односельчан (если кого упустить, то тому счастья не будет), желая им благополучия и процветания в наступающем году, получая от них подношения – яйца, крупу, бобы. В каждом доме ряженые сурваки представляют комические бытовые сценки. В завершение игрищ на деревенской площади кукеры устраивают пляски, сопровождаемые оглушительным звоном навешенных на костюмы бубенцов.
Традиционной также была сцена, изображавшая сев и жатву. Для этого на роль царя выбирался хозяйственный мужик, у кого первенцем был мальчик или близнецы (что свидетельствовало о его плодовитости). Для царя на деревенской площади ставили стол, за которым он ел хлеб, потягивая вино, и громко призывал здоровье, процветание и плодородие для присутствующих. Кукеры впрягались в плуг и протаскивали его трижды вокруг площади. За плугом шел царь или поп, бросая семена. Сурваки прыгали как можно выше, чтобы показать, как взойдет урожай, и валялись по земле, символизируя собранные снопы. Затем сурваки «убивали» царя (на востоке Болгарии ограничивались кражей «невесты»), который потом вновь воскресал.
Сегодня ритуальные действия упростились. В современных сурвакарских играх – карнавалах участвует не один десяток кукерских групп. Они проходят парадом по улицам, а затем по очереди разыгрывают свои сценки.
Сперва на площадь выходят основные действующие лица – жених с невестой, дед с бабкой, подружки невесты, часто – поп с кадилом, доктор, цыган с «медведем», солдаты.
Их сопровождают знаменосцы и музыканты – в основном барабанщики и аккордеонисты.
Царя больше нет, но стол и каравай хлеба остались.
За главными героями выходят ряженые кукеры. Сначала под предводительством водача идут дети, от самых маленьких, до подростков. После пары кругов они занимают свое место на площади.
Следом выходят взрослые сурваки. Скорее даже не выходят, а выскакивают, размеренно прыгая с одной ноги на другую, чтобы гирлянды бубенцов на их поясах ритмично звенели.
При этом вес полного снаряжения кукера может составлять 25-30 килограмм. Попробуй-ка поскочи с таким грузом.
Управляют дружиной водачи при помощи свистков, подавая пронзительным свистом команды и задавая ритм движению.
Проскакав несколько кругов по площади кукеры останавливаются, снимают тяжелые громоздкие маски.
А главные действующие лица разыгрывают сценку между молодоженами и бабкой с дедом, которая заканчивается всеобщим поздравлением и пожеланиями счастья.
Потом все идут в пляс.
Кукеры водят хороводы змейкой и скачут стараясь бубенцами создать максимально возможный грохот – надо сказать, это заводит.
Было довольно прохладно, около минус 10-12. Зрители и участники грелись ракией и разливным красным вином из пятилитровых пластиковых бутылок, которое можно было купить тут же рядом с лотков, торгующих горячими сосисками и котлетами. Большой сэндвич с сосиской-наденицей и стакан вина стоил всего 5 левов (около 160 рублей). Правда, качество вина оставляло желать много (очень много) лучшего.
Тем не менее, откровенно пьяных я не видел. Народ веселился, но не быковал и не дурил. В Болгарии я вообще на улицах мало видел напившихся до степени передвижения зигзагами, хотя выпить болгары вовсе не прочь.
Уже начало темнеть, а последние группы еще продолжали заходить на площадь.
Им повезло меньше других – видимо, не получилось уложиться в регламент, и факельное шествие началось, когда последние кукерские дружины заканчивали выступление.
Я чуть его не пропустил, увлекшись съемкой.
Сурваки-факельщики запалили в центре площади большой костер, послуживший сигналом для начала обещанного в 18:30 фейерверка.
Я был уверен, что дело ограничится несколькими залпами. Но сильно ошибался – ракеты взрывались в ночном небе непрерывно разноцветными шарами и зонтиками минут пятнадцать, что не могло не произвести впечатления.
Домой возвращались по темноте, в сильном тумане, характерном для зимней Западной Болгарии. Но шоу определенно того стоило.
На видео можно посмотреть сие действо в динамике, с звоном, грохотом, шумом и свистом. В динамике оно интереснее.
Другие фотографии из Болгарии можно посмотреть в фотогалерее.
Если эта заметка понравилась, буду премного благодарен, если вы поделитесь ею в соцсетях, нажав на соответствующие кнопки ниже – это поможет продвижению сайта. Спасибо!
Ну уж а если на форму для покупки авиабилетов нажмете, то будет совсем хорошо:)