Пасаргады – мавзолей Кира в забытых Садах Фарса. Путешествие в Иран. День 12.
Notice: Trying to get property of non-object in /var/www/u0143270/data/www/the-world-is-enough.com/wp-content/plugins/travelpayouts/app/includes/common/TPRequestApi.php on line 156
Notice: Undefined index: airline in /var/www/u0143270/data/www/the-world-is-enough.com/wp-content/plugins/travelpayouts/app/includes/common/TPAutocompleteReplace.php on line 79
Notice: Undefined index: airline in /var/www/u0143270/data/www/the-world-is-enough.com/wp-content/plugins/travelpayouts/app/includes/common/TPAutocompleteReplace.php on line 80
Notice: Undefined index: departure_at in /var/www/u0143270/data/www/the-world-is-enough.com/wp-content/plugins/travelpayouts/app/includes/views/site/shortcodes/TPShortcodeView.php on line 422
Notice: Undefined index: departure_at in /var/www/u0143270/data/www/the-world-is-enough.com/wp-content/plugins/travelpayouts/app/includes/views/site/shortcodes/TPShortcodeView.php on line 426
Notice: Undefined index: return_at in /var/www/u0143270/data/www/the-world-is-enough.com/wp-content/plugins/travelpayouts/app/includes/views/site/shortcodes/TPShortcodeView.php on line 458
Notice: Undefined index: return_at in /var/www/u0143270/data/www/the-world-is-enough.com/wp-content/plugins/travelpayouts/app/includes/views/site/shortcodes/TPShortcodeView.php on line 461
Пасаргады (Сады Фарса). Гробница Кира Великого (она же мавзолей Кира, она же усыпальница Кира, она же гробница матери Соломона); жилой дворец Кира в Пасаргадах (Palace P); парадный дворец Кира в Пасаргадах (дворец приемов Кира, Palace S); Тюрьма Соломона; Крепость Толл-е Тахт (крепость Толле-Тахт/ Тронный Холм / Тахт-и Мадар-и Сулейман / Трон Матери Соломона); Персидские сады (Чахар Баг).
Пасаргады – еще более древняя столица Персии, чем Персеполь, лежит к северо-востоку от Накше-Рустама километрах в 35 по прямой и в 75 по петляющей между гор дороге.
Пейзажи красивые. Жарко. На одной из гор был даже небольшой пожар, делавший ее похожей на вулкан. Не Этна, конечно, но, при наличии некоторого воображения, тоже выглядит довольно сурово.
Наверное, в каждом иранском городке, пусть самом маленьком, есть “аллеи шахидов” – улицы с фотографиями павших в войне с Ираком.
Пасаргады, согласно данным древнегреческого историка Страбона, были заложены примерно в 546 г. до н.э. Киром Великим (правившим в 559-529 гг. до н.э.) на месте победы его войска над Астиагом, царем Мидии. Впрочем, современные ученые не в полной степени доверяют достоверности этого утверждения.
Место просто могло быть выбрано и просто вследствие удачного расположения посреди плодоносной долины, окруженной со всех сторон горами, с текущей по ней речкой, что позволило разбить во дворце прекрасные сады.
Достроить свою столицу Кир не успел – погиб в бою в 529 г. до н.э. А сын Кира, Камбис II, вскоре перенес столицу в Сузы. Потом расцвел Персеполь, праздничная столица персов. А Пасаргады через какое-то время были заброшены, хотя имеются предположения, что они еще довольно долго имели существенное значение (вероятно, там могли проводить церемонию коронации), а в 280 г. до н.э. в крепости Толл-е Тахт на территории Пасаград случился сильный позар (что указывает на то, что она была обитаема).
У археологов вызывает озабоченность затопление обширных районов в 9 километрах от Пасаргады в результате строительства Сивандской плотины – повышение влажности может ускорить процесс разрушения монументов. В затопленных районах оказалось более 130 мест, представляющих историческую ценность для археологов, и с 2003 по 2007 годы международные группы ученых усиленно работали в регионе, стараясь по-максимуму успеть спасти все, что возможно.
Народу практически никого. Билет за стандартные 150 000 риалов.
А территория … Ходить не переходить. Что после целого дня на ногах уже не вполне вдохновляет.
Но указатели обещают много всего интересного.
Пасаргады на карте:
Maps Marker Pro is disabled because its trial version expired. |
Want to share spots & tracks on your own WordPress site? Maps Marker Pro will help you out! |
Главная достопримечательность Пасаргад, и один из символов древнего Ирана, мавзолей Кира Великого, находится прямо у входа в комплекс. И выглядит довольно скромно.
Кира Великого в Иране Киром назвать не стоит – иранцев такое прочтение имени легендарного царя приводит в сильное замешательство. Ибо сочетание слов Кир Великий для иранцев с историей не ассоциируется вообще никак, и человек приличный такого говорить себе не позволит. Почему – я писал здесь. Зовите его в Иране Куруш Великий. Ну или Cyrus the Great.
Ну а для моего рассказа все же будем придерживаться традиционно нетрадиционного русскоязычного варианта имени – Кир.
Умер Кир, и был (предположительно) похоронен в этом мавзолее, летом 530 г. до н.э. Два века спустя покой его был нарушен Александром Македонским. Кира Великого Александр уважал, и посчитал своим долгом навестить его могилу после ухода из сожженного Персеполя. Мавзолей был вскрыт Аристобулом, одним из командиров Македонского, по приказу последнего.
Упоминавшийся выше греческий историк Страбон писал, что внутри, в тесном помещении склепа, были найдены останки Кира в золотом саркофаге. Рядом стояла золотая кушетка, накрытая дорогим покрывалом, на которой лежали роскошные царские одеяния. Пол был устлан коврами. По другую сторону саркофага находился стол, уставленный золотой посудой и кубками с инкрустацией драгоценными камнями. Там же лежали многочисленные ювелирные украшения – серьги, браслеты, ожерелья – такова была персидская мода в те времена.
На саркофаге имелась надпись (она не сохранилась): “Прохожий, я – Кир, царь Азии, основавший Персидскую империю. Посему не завидуй моему памятнику.”
Александр Великий ушел дальше, в свой Индийский поход. А когда вернулся, обнаружил, что мавзолей разграблен его же солдатами, оставленными усыпальницу охранять. Сторожей Македонский казнил. А мавзолей велел отреставрировать (хотя следов реставрации обнаружено не было).
Архитектура мавзолея сочетала в себе традиции, характерные для строителей Элама, Вавилона, Ассирии и Древнего Египта. Считается, что усыпальница Кира – древнейшее на свете сооружение в котором применены технологии сейсмоустойчивости.
Стоит также заметить, что усыпальница Кира была для архитектора А.В. Щусева одним из прообразов мавзолея Ленина.
После исламского завоевания Персии утвердилось верование, что мавзолей этот – усыпальница матери царя Соломона (он же для мусульман пророк Сулейман). Посему место почиталось, как святое. Вокруг выстроили портик из колонн, которые приволокли из руин дворца Пасаргад. К моменту начала археологических работ портик уже и сам разрушился. Остатки колонн были возвращены, откуда взяли, или использованы при реставрации средневекового караван-сарая поблизости.
К празднованию “2500-летия персидской монархии”, с размахом отмечавшемуся последним шахом Ирана, мавзолей хорошенько отреставрировали. Причем неудачно – пара блоков была помещена не на свое место, пришлось щели замазывать цементом, цемент раскрошился, появились протечки. Поэтому в 2003 г. вновь пришлось начать восстановление монумента, закончившееся лишь в 2008 г.
От мавзолея Кира до дворцовых развалин почти два километра. Поэтому не может не радовать, что туда можно проехать на машине.
Жилой дворец Кира / Жилой дворец Пасаргад
Выглядел жилой дворец в Пасаргадах примерно следующим образом:
Похоже, советские архитекторы при проектировании провинциальных дворцов культуры нередко вдохновлялись персидским культурным наследием.
Сейчас от жилого дворца Кира в Пасаргадах осталось мало чего:
Любопытно, что колонны жилого дворца “обломлены” примерно на одном уровне. Археологи предполагают, что изначально каменные основания колонн и были такой длинны. А выше уже колонны были выполнены из дерева. Поверх дерева была нанесена декоративная штукатурка, декорированная резными узорами и различными красками.
Похоже, что здание достраивалось со временем. Предполагается, что царь Камбиc II (правил в 530-522 гг до н.э.) предпочитал Сузы Пасаргадам, и при его правлении дворец пустовал. Вероятно, расширял дворец Дарий I (правил в 522-486 гг по н.э.), построивший Персеполь – в Пасаргаде имеются оставленные им надписи.
Дарий I, как известно, пришел к власти в результате переворота, и был, по сути, узурпатором. Поэтому он всячески подчеркивал свою неразрывную связь с предшествовавшими ему царями династии Ахеменидов, в том числе и материально – оставляя память о преемстве своей власти у Ахеменидов (и Ахурамазды, бога зороастрийцев) в надписях, барельефах и дворцах.
Надпись “Царь Кир, Ахеменид” сделана на трех языках – древне-персидском, эламском и вавилонском. Откуда известно, что сделал надпись Дарий I, а не Кир или Камбиc? По характерному стилю шрифта древнеперсидской надписи – такой дизайн впервые был применен в Бехистунской надписи, где Дарий I подробно излагал свою версию восхождения на трон, а высечена она была в 521 году до н.э.
Размер жилого дворца Кира в Пасаргадах (в англоязычной литературе он также обозначается как Palace P) 76 х 42 метра (3192 кв.м.). Потолок главного зала (31 на 22 метра) поддерживался тридцатью колоннами (рядами 6 х 5). Пол главного зала был приподнят относительно портиков для лучшей естественной освещенности через оконные проемы. Парадный портик дворца, 72½ на 9¼ метров, украшали деревянные колонны (2 ряда по 10 в каждом). Вдоль стены портика тянулась скамья из черного камня, посередине которой находился каменный же трон, что позволяло проводить приемы и на свежем воздухе.
Северо-западный портик был поменьше – два ряда по 6 колонн. В проемах его дверей были вырезаны фигуры выходящего Кира, сопровождаемого слугой.
Для дворцов Пасаргады было характерно использование материалов контрастных цветов – черного и белого. Пол жилого дворца Кира был отделан белым камнем и украшен полосами из черного камня. Стены из сырого кирпича были покрыты штукатуркой с резьбой и яркими фресками – археологами были найдены ее куски с сохранившимися следами красок.
Из дворца открывался вид на персидские сады и два павильона в них. Именно “Сады Фарса” и означает слово Пасаграды в переводе с иранского (Фарс – это историческое название области, где находятся Пасаргады, Персеполь и Шираз). Считается, что в Пасаргадах было положено начало стилю традиционных персидских садов – Чахар Баг (Четыре Сада) – квадратная площадка разделялась на четыре меньших квадрата прогулочными дорожками и узкими бассейнами с проточной водой.
Сады в Пасаградах были разбиты с геометрической точностью. Их освежала вода в каменных каналах общей протяженностью 900 метров, с небольшими бассейнами через каждые 15 метров.
Так называемый Palace S идентифицирован как дворец приемов Кира, поскольку он расположен между воротами и жилым дворцом Кира.
Археологи подняли сохранившуюся упавшую колонну. Ее тринадцатиметровая высота позволяет судить о размерах дворца. Она считается старейшей сохранившейся цельнокаменной колонной в Иране. Размер зала 32 х 22 метра.
Найденные черные капители колонн изображают быков, грифонов, львов и коней. Их фигуры аналогичны фигурам в Персеполе. В парадном дворце Кира сохранились надписи о Кире, аналогичные вырезанным в жилом дворце Кира.
Оба торца входа в Парадный дворец Кира были украшены барельефами. К сожалению, сохранились лишь фрагменты, изображающие ноги. Причем ноги не вполне человеческие, хоть идут они как люди. У одного из идущих рыбий хвост, у другого птичьи лапы, у третьего бычьи копыта, и лишь четвертый с нормальными человечьими ногами. Очевидно, что все они представляют собой существ, которые должны защитить своим присутствием дворец от напастей.
Судя по всему, фигура с рыбьим хвостом – Оанн (Оаннес, У-Ан). Согласно вавилонским преданиям, он вышел из моря, чтобы научить людей всему полезному – письму, наукам, религии, строительству, возделыванию земли. Человек с бычьими копытами, вероятно, один из демонов, сопровождающих Шамаша, бога солнца и правосудия в Вавилоне и Ассирии. Птичьими ногами, наряду со скорпионьим хвостом, человеческим телом и головой, вавилонская мифология наделяет людей-скорпионов, игравших существенную роль в защитой магии. А на человеческих ногах и вовсе ходило изрядное количество духов-защитников.
Парадные ворота Пасаргад представляли собой внушительное здание размером 26,4 х 22,6 метров, с восемью колоннами внутри, каждая высотой 16 метров – ворота были самым высоким зданием в Пасаргадах. Пол был вымощен плитами из черного камня 2 х 2 метра (скрытыми в настоящее время под слоем глины, смешанной с соломой). Внушительный размер ворот был призван производить неизгладимое впечатление на подданных, удостоенных визита к императору, многие из которых были кочевниками, привыкшими к жизни в полевых шатрах.
Несмотря на то, что Пасаргады были окружены глинобитными стенами в четыре метра толщиной, входные ворота были скорее парадным, чем защитным элементом дворца. Считается, что это было сделано намеренно, чтобы продемонстрировать, что император настолько силен, что ему не от кого защищаться, и дом его открыт для благодарных подданных.
Вход, как и в Персеполе позже, охраняли статуи ламассу – духов-защитников жилища, крылатых быков с бородатыми человеческими головами. К сожалению, от них остались лишь воспоминания.
Чудом сохранился лишь трехметровый рельеф бородатого мужчины с четырьмя крыльями, носящего эламское одеяние и египетскую корону. Это еще один оберег, херувим – ангел, охраняющий сады Эдема. Для меня это вызывает некоторый диссонанс, потому как у меня херувимы ассоциируются с пухлыми крылатыми младенцами.
Но оказывается, что в пухлых младенцем херувимы выродились лишь в эпоху Возрождения. А до этого они были суровыми защитниками рая. Ближе к богу были только шестикрылые серафимы. А у херувимов в классической традиции было четыре крыла-руки. А в еще более ранней традиции еще и четыре лица – человечье, львиное, бычье и орлиное, и четыре бычьих (но сверкающих медью) ноги, что роднит их с ламассу. Херувим же ворот Пасаргад, как считается, в своем сочетании различных символов – эламских, египетских, ассирийских, ионийских, вавилонских – является попыткой объединить в себе защитные силы религий всех народов, покоренных персами.
Тем не менее, бытует мнение, что четырехкрылая фигура изображает самого Кира Великого. Вызвано это очередной выполненной в стиле Дария I надписью над крылатой фигурой: “Кир, великий царь, сын Камбиса, Ахеменид, говорит: когда … сделал …”, остальное неразборчиво. И да, отца Кира II Великого звали Камбис, как и сына Кира. С фантазией, похоже, у Ахеменидов было так себе. Надпись эта была скопирована в 1861 году путешественником Джоном Ашшером, но уже через пятнадцать лет после этого ее не стало. Как бы то ни было, из-за этой надписи считается, что изображен на барельефе именно Кир, и именно этот барельеф послужил основой для широко растиражированного современного его портрета-реконструкции.
К северо-западу от жилого дворца Кира стоит “Тюрьма Соломона“. Точнее, оставшийся от нее фасад. Его можно увидеть на снимке внизу в левой части, структура похожая на стартовую ракетную площадку.
Почему это “Тюрьма Соломона”? Арабы-мусульмане, покорявшие Персию, относились к Соломону, библейскому царю Израиля (в исламской традиции – пророку Сулейману) с глубоким почтением. Персы это быстро смекнули, и стали выдавать свои святилища за места обитания Сулеймана. Арабы верили, и не решались разрушать сооружения, связанные с жизнью легендарного пророка. Тюрьме Сулеймана, между тем, вероятнее всего отводилась по легенде роль темницы для заточения Соломоном непокорных джинов – считалось, что джинами Соломон повелевал (а также животными и насекомыми, зная их язык).
Стена “тюрьмы” возвышается на 14 метров. Вероятно, тюрьмой ее окрестили из-за непонятного назначения – в узкой башне из белого известняка была единственная комната, поднятая на каменном фундаменте на высоту восемь метров, с единственным входом, к которому вели каменные ступени. Стены башни украшали по три вертикальных фальш-окна – ниши из темного известняка.
Это загадочное строение было повторено лишь однажды – в некрополе персидских царей Накше-Рустам (“Куб Заратустры“). Ученые выдвигали различные версии относительно назначения этого сооружения – зороастрийский храм огня, сокровищница, место для хранения священных текстов Авесты и даже монумент для нанесения памятных записей (Куб Заратустры изрядно исписан). Но в 2006 году “тюрьма” была все же идентифицирована как гробница Камбиса I, отца Кира II Великого.
Крепость Толл-е Тахт /крепость Толле-Тахт / Тронный Холм /Тахт-и Мадар-и Сулейман / Трон Матери Соломона
Еще дальше на северо-восток от Тюрьмы Соломона находятся руины крепости, старейшего монумента Пасаргад. Обычно ее называют Толл-е Тахт – “Тронный Холм“. Но это не совсем верно. Ибо Тронный Холм – это холм, на на западной стороне которого стоит крепость. Сама же цитадель (точнее, ее руины), называется Тахт-и Мадар-и Сулейман – “Трон Матери Соломона“.
Считается, что Толл-е Тахт – яркое подтверждение тому, что строительство Пасаргад не было завершено из-за неожиданной смерти Кира Великого и изменившихся в связи с этим планов его наследника, Камбиса II. Мощная каменная платформа, которая очевидно должна была послужить фундаментом для дворцового комплекса (как позже было сделано в Персеполе), не закончена – уложенные камни толком не обработаны, ступени лестницы не доделаны.
Позже Дарий I возвел на этой платформе строения с мощными глиняными стенами (что и позволило говорить о “крепости”). Вероятно, там тоже находилась сокровищница. И, похоже, она тоже была без боя сдана воинам Александра Македонского, и греческий гарнизон, судя по найденным археологами монетам, мог оставаться там до 280 г. до н.э., когда в крепости случился сильный пожар.
На самой платформе крепости смотреть особо нечего. Но с нее открываются зачудительнейшие виды, которые определенно стоят того, чтобы туда подняться.
Оно бы, конечно, здорово было бы снять с Тронного Холма весь комплекс Пасаргады – руины дворцов и усыпальницу Кира. Но солнце садилось как раз с той стороны – хороших снимков не сделать.
Насладившись окрестными видами я спустился к машине, и с чувством выполненного долга мы отправились обратно в Шираз. Вернулись в город уже в темноте.
Путешествие по Ирану подходило к концу. Впереди оставался только Бишапур.
Фотографии из Накше-Рустама, Персеполя и Шираза можно посмотреть в Фотогалерее .
Если эта заметка понравилась, буду премного благодарен, если вы поделитесь ею в соцсетях, нажав на соответствующие кнопки ниже – это поможет продвижению сайта. Спасибо!
Ну уж а если на форму для покупки авиабилетов нажмете, то будет совсем хорошо:)
Самые дешевые авиабилеты из Москвы в Тегеран на год вперед
Дата вылета | Дата возвращения | Пересадки | Авиакомпания | Найти билет |
09.12.2024 |
09.12.2024 |
|
|