Не очень краткая история шиизма

Шиизм; История шиизма; Основные отличия шиитов от суннитов; Праведные Халифы; Али ибн Абу Талиб; Битва при Кербеле; Ашура; Тазии; Нахль.

Ислам для своего времени и места стал прогрессивной идеей, способной объединить сперва арабов, а затем и покоренные ими народы, одной религией, проповедующей скромность и умеренность в потребностях, а также  равенство и братство всех мусульман. По сути «умма исламия» – исламское сообщество – представлялась мусульманам поначалу скорее одной большой семьей, чем государством.  Со смертью пророка Мухаммеда в 632 году (ему было 62 года) встал вопрос о том, кто возглавит эту «семью». Особых разногласий не возникло – умму должен возглавить достойнейший из сподвижников пророка.

И первым Праведным Халифом (всего их в истории ислама четыре) стал шестидесятилетний Абу Бакр ас-Сиддик, близкий друг Мухаммеда и первый принявший ислам мужчина. В доисламский период был уважаемым торговцем в Мекке, судьей и толкователем снов. Будучи человеком добрым, богатым, щедрым и скромным, он сделал много для продвижения новой религии. Сопровождал пророка во всех битвах. Дочь его, Аиша, стала любимой женой Мухаммеда. Абу Бакр был избран новым предводителем мусульман собранием ансаров – племени из Медины, принявшего ислам и укрывавшего в свое время пророка и мусульман, бежавших из Мекки от преследования язычников.

Когда Мухаммед умер, значительное количество племен, принявших ранее ислам, вернулись к язычеству. Поэтому первым делом Абу Бакру пришлось возвращать их в лоно ислама. Военные походы, получившие в истории название «Войны с вероотступниками», были успешны, и за год Абу Бакр восстановил ислам на всей территории Аравийского полуострова, после чего мусульмане-арабы двинулись на запад, покорять и исламизировать Ирак и Сирию.

В 634 году Абу Бакра подкосила смертельная болезнь. Предвидя близкий конец, он поставил перед сахабами (т.е. теми, кто лично был с знаком с Мухаммедом и принял новую религию при его жизни) вопрос о выбрать новым исламским лидером сорокадевятилетнего Умара ибн аль-Хаттаба, что и было сделано.

Умар, Второй Праведный Халиф, был красив, отличался высоким ростом и крепким телосложением, имел крутой и вспыльчивый нрав. При этом Мухаммед высоко ценил его мудрость, говоря, что Умар и сам мог бы быть пророком (после Мухаммеда). Умару принадлежат идеи о греховности алкоголя и об обязательности хиджаба для женщин. В юности Умар был пастухом, но ко времени обращения в ислам уже стал успешным торговцем.

Решительность, отвага и физическая мощь Умара после обращения его в ислам (ярым противником которого он был поначалу) дала возможность мусульманам, тогда еще преследуемым язычниками, не бояться открыто выражать свои религиозные чувства. Дочь Умара тоже была одной из жен Мухаммеда, и, само собой, Умар тоже участвовал во всех военных кампаниях.

Не удивительно, что при Умаре границы халифата еще более расширились за счет Палестины, Сирии и Ирака, отбитых у ослабленной войнами с Персией Византии, а также за счет начавшегося покорения территорий Ирана и захвата Египта. Овладев Иерусалимом Умар распорядился построить мечеть Аль-Акса (завершенную в 705 г.) на месте вознесения пророка на небеса к Аллаху.

Будучи слабо знаком с исламской историей, я раньше полагал, что под вознесением понималась смерть пророка. Но нет, речь о чуде, случившемся с Мухаммедом – в одну ночь с помощью ангела Джабраила (Гавриила), верхом на Бураке – небесной лошади с головой человека (иногда также с крыльями и павлиньим хвостом) он перенесся из Мекки в Иерусалим (это называется «исра»), до «самой отдаленной» (что звучит как «Аль-Акса») мечети, откуда вознесся на небеса к Аллаху («мирадж»), а затем вернулся домой.

Поскольку же все это случилось на месте, где раньше находился иудейский Иерусалимский Храм Соломона, или Первый Храм (950-586 гг до н.э.), разрушенный вавилонянами (который, в свою очередь, находился на Краеугольном камне, с которого Бог начал сотворение мира, а теперь над этим камнем стоит Мечеть Купола Скалы), то и для иудеев это место более, чем святое. Что и является одной из непримиримых причин поводов для противостояния мусульман и иудеев до настоящего времени.

В связи с присоединением к халифату новых многонациональных, громадных, хорошо развитых и богатых территорий исламское государство стало меняться. Аравийские арабы, являвшимися основным исламским костяком, стали составлять меньшую часть населения халифата, не превышающую 25%. Естественно, Умар назначал на места наместников покоренных провинций проверенных соратников. Аравийские арабы стали превращаться в аристократию.

Умар умело управлял халифатом, пользуясь непререкаемым авторитетом, что позволило ему провести множество серьезных реформ. Завоеванные земли не раздавались победителям, а обращались в общественную (государственную) собственность. Наместники в покоренных провинциях приобретали огромные состояния и имели собственные армии. Чтобы ослабить их возможности, от половины до трех четвертей их состояния изымалось в казну. При этом семья самого Умара жила скромнее других.

Введены налоги на немусульман: джизья (подушная подать на достигших зрелости мужчин, по сути, «налог на оборону»; христиане, служащие в армии халифата, от подати освобождались; принятие ислама также освобождало от налога) и харадж (земельный налог, уплачиваемый собственником на покоренных территориях все зависимости от последующего принятия им ислама).

Введены кадастры земли. Строительство стало осуществляться по византийскому типу городского планирования, с достаточно широкими улицами. Восстановлен в Египте заброшенный канал между Нилом и Красным морем.

В 637 году принята исламская система летоисчисления, которой и сейчас пользуются мусульманские страны, берущая начало от хиджры (исхода) Мухаммеда в Медину. Умар начал формировать Коран, организовав сбор и систематизацию откровений Пророка.

В 644, в 65 лет, Умар был смертельно ранен, получив несколько ударов отравленным кинжалом в мечети в Медине во время намаза от Абу Луълуата, неверного, перса, раба-ремесленника. Неверным вход в Медину уже тогда был запрещен, но Умар сам дозволил этому рабу работать в Медине по просьбе одного из приближенных, поскольку полагал, что тот принесет городу пользу. Умирая, Умар назвал шестерых сахабов, которые должны были выбрать между собой преемника Повелителя правоверных. Так был избран Третий Праведный Халиф, Усман ибн Аффан, которому на тот момент было 69 лет.

Усман в доисламское время тоже был торговцем, скромным, не поклонявшимся идолам, не употреблявшим алкоголь (с его собственных слов), много путешествовал. Был женат на одной из дочерей Мухаммеда.

При Усмане границы Арабского Халифата простерлись от Гибралтара (на какое-то время был подчинен Карфаген) до Малой Азии (где арабы потерпели поражение от хазар). Персия была окончательно поглощена. Попытки завоевания Крита провалились, хотя в 647 г. был захвачен Кипр, а появившийся у арабов флот добился в Средиземном море серьезных успехов.

Rashidun

Праведных халифат. I – При Мухаммеде; II – завоевания Абу Бакра; III — завоевания Умара; IV — завоевания Усмана

Усман, в отличие от Умара, не особо себе  в чем бы то ни было отказывал, общественным распоряжался, как своим, и старался ставить на ключевые должности родственников, что вызывало раздражение у многих. При этом среди новых назначенцев были родственники Усмана, в свое время воевавшие против Мухаммеда, наказанные им, и не помилованные двумя предшествующими Праведными Халифами. В результате растущего недовольства халифат охватили восстания. В конце концов, группа мусульман «пришла поговорить по душам» с Усманом, но разговора не получилось. Его дом осадили, но и это не поменяло ситуацию, и тогда в конце июня 656 г. он был убит восставшими, что послужило началом «Первой фитны» – гражданской войны среди мусульман.

И вот тут, после продолжительного вступления, мы подходим, наконец, к теме шиитов.

Сахабами был избран Четвертый Праведный Халиф, Али ибн Абу Талиб – муж Фатимы, дочери Мухаммеда, родственник (кузен), воспитанник и соратник Пророка, первый ребенок, принявший ислам. Но Али не торопился с наказанием виновных в убийстве Усмана, чем вызвал недовольство не только родственников Усмана, но и многих своих сподвижников, включая любимую жену Мухаммеда Аишу (хотя все они были недовольны Усманом, поощряли протесты против него, а брат Аишы, как считается, был среди его убийц).

Среди недовольных бездействием Али был и наместник Сирии и Палестины Муавия ибн Абу Суфьян. Муавия любил роскошь, и однажды халиф Умар даже высказал ему недовольство чрезмерно шикарным дворцом в котором тот жил; Муавия сказал, что подчинится любым приказам Умара, но тот ответил, что не станет ни разрешать, ни запрещать, высоко ценя Муавию, к чьим заслугам приписывается захват Кипра и создание арабского флота.

Муавия пообещал, что присягнет на верность Али лишь после того, как Али накажет убийц. Али же требовал, чтобы наместник сперва присягнул, а лишь потом обращался с просьбами. Оба упорствовали, и в августе Муавия выставил в Дамаске одеяния Усмана, обагренные его кровью,  и отрубленные пальцы его жены, призывая к мести, и заявил, что не признает Али. Али стал готовится к силовому решению.

Недовольные Али сахабы переместились из Медины в Мекку и тоже стали собирать армию. Но процесс шел крайне медленно – большинство мусульман не хотело вступать в войну против единоверцев.

Примерно в это время и начали оформляться отличия шиитов и суннитов. Шииты, что в переводе с арабского означает «последователи Али», считали, что только прямые потомки Пророка Мухаммеда, к каковым принадлежал Али ибн Абу Талиб – зять, кузен, воспитанник и соратник Пророка, вправе претендовать на верховную власть над мусульманами. Другие – что толкование сунн (отсюда название «сунниты») – задокументированных примеров  поступков и изречений Пророка Мухаммеда – указывает, что любой достойный человек из племени курайшитов, к которому принадлежал Мухаммед (и к которому принадлежали Омейяды, составившие костяк сопротивления шиитам), может быть избран на роль духовного лидера и повелителя мусульман.

Древо Курайшитов

Древо Курайшитов

Собрав войско, оппозиционеры из Медины отправились на иракскую Басру, бывшую крупным военно-тренировочным центром халифата, и захватили ее. Жители Куфы, другого иракского города, поддержали Али, и с их помощью в конце 656 г. он разбил армию бывших соратников,  погибших в битве. Аиша была пленена. Сражение известно как Верблюжья битва, поскольку наиболее драматическая его часть случилась вокруг верблюда, на котором восседала Аиша. Позже Аиша говорила, что все случившееся было «лишь семейной ссорой».

Следующее серьезное столкновение, Сиффинская битва, произошло в июле 657 г. уже с армией Муавии.  Сражение длилось несколько дней, обе стороны несли тяжелые потери. При этом  многие старались избегать участия в кровопролитии, полагая противоестественным убивать единоверцев. Когда Муавия понял, что проигрывает, он пошел на хитрость – его воины привязали на копья свитки Корана о недопустимости убийства правоверных, тем самым остановив нападавших. Под давлением противников братоубийственного конфликта, стороны приступили к переговорам, назначив третейских судей для решения спора. Выработка решения длились почти год. Не смотря на то, что Али предлагал разумный выход – взаимное отречение лидеров противоборствующих сторон от власти, и выборы нового халифа, судьи со стороны Муавии  сорвали переговоры.

Это серьезно повредило репутации Али – многие увидели в этом слабость. Часть вчерашних союзников отвернулись от Али, поклявшись отомстить и Али, и Муавии за то, что они послужили причиной гражданской войны между мусульманами.

Так появились хариджиты – 12 000 воинов из армии Али покинули его сразу после заключения перемирия и, захватив Басру, перешли к вооруженному сопротивлению. К настоящему времени потомки хариджитов, ибадиты, немногочисленны, а Оман  является единственным ибадитским государством. Отличие веры ибадитов, в частности, в том, что они не верят, что в раю мусульмане узрят Аллаха, поскольку он вне категорий времени и пространства, в связи с чем увидеть его невозможно; что попавшие в ад, останутся там навечно (сунниты – что отчистившиеся в аду попадут в рай), проповедуют равенство всех мусульман, любой из которых может быть выбран халифом, и признают Праведными только двух первых халифов, считая, что и Усман, и Али виновны в развязывании междуусобицы среди правоверных.

Сунниты признают Праведными всех четырех Халифов.

Шииты – признают Праведным одного Али, а первых трех, не принадлежащих роду Пророка, считают узурпаторами.

Летом 658 г., после срыва переговоров с Муавией, Али был вынужден бросить войска против мятежных хариджитов, почти полностью истребив последних. Однако, уцелевшие лишь укрепились в своей ненависти к виновникам бед, организовав покушения одновременно на Али, Муавию и  Амра ибн аль-Аса, сорвавшего переговоры. В результате в 662 г. вместо Амра по ошибке убили другого придворного, Муавию лишь ранили, погиб только Али.

Аль-Хасан ибн Али аль-Кураши, старший сын Али и внук Мухаммеда, стал следующим Халифом и вторым (первый – Али) шиитским имамом. В суннизме имам – духовный лидер мусульман, знаток исламского богословия. В шиизме имам – посредник между уммой и Аллахом, власть которого наследуется по воле Аллаха. Шииты преклоняются Двенадцати имамам, каждый из которых принадлежал к роду Мухаммеда через ветвь Али (Хашимиты), и верят, что последний из двенадцати, Мухаммад ибн аль-Хасан, не умер, но был сокрыт Аллахом. Скрытый имам  – это Махди (преемник Мухаммеда и новый пророк). Поначалу под Махди подразумевался Иса (Иисус), но позже шииты уверовали, что Махди – это двенадцатый имам, который явится людям вместе с Иисусом накануне Судного дня. Сунниты же воспринимают Махди как абстрактный идеал.

Так вот. Ко времени смерти Али сирийцы признали Муавию своим халифом, он успел завоевать Египет, Медину и Мекку и вторгся в Ирак. Хасан быстро осознал, что после столкновений с мятежными хариджитами его силы существенно уступают армии Муавии, и предпочел заключить  с последним договор, согласно которому он отказывался от власти в пользу Муавии, до должен был получить ее назад после смерти Муавии. Муавию же такое развитие событий не устраивало – будучи заботливым отцом и рачительным хозяином, он предпочитал, чтобы честно награбленное завоеванное им оставалось в семье. Поэтому Хасан был отравлен, предположительно подкупленной женой.

Вообще, если посмотреть на список Двенадцати имамов в википедии, то выяснится, что 11 из них были убиты, причем 9 – отравлены. Лишь двенадцатый имам, Мухаммад аль-Махди, последний, “скрытый” Аллахом, избежал подобной участи. Согласно догматам шиитской веры, с 872 года  он живет на земле в “скрытом состоянии”, и должен вновь раскрыться, когда придет время последней битвы добра со злом. Дадджаль (что в переводе означает “лжец”), исламский аналог Антихриста, явится на землю лжемессией, искушать людей. Но пророк Иса (Иисус), в свою очередь, вернется на землю, чтобы дать ему отпор. И Махди поведет людей за собой, чтобы помочь Исе. Концепция “скрытого имама” была и остается быть очень удобной для многих исламских лидеров, объявляющих себя Махди для укрепления своего авторитета.

Итак. Муавия стал Муавией I, основоположником династии Омейядов, а переход в 680 году титула по наследству его сыну, Язиду I, обозначил переход от мусульманской демократии к исламской монархии, и от Праведного халифата к Арабскому халифату Омейядов (и позднее Аббасидов).

Арабский халифат династии Омейадов

Арабский халифат династии Омейадов

Кстати, флаг Праведного халифата представлял собой черный прямоугольник. И теперь, зная историю  Праведного халифата, я лучше понимаю, на чем, собственно, основана политика ИГИЛ, и чем они привлекают к себе последователей: они эксплуатируют идею интернационального мусульманского равенства и братства, некоего идеального (с их точки зрения) социально ориентированного религиозного общества в исторических границах Арабского халифата в его расцвете, объявляя себя идеологическими наследниками Праведного халифата, наиболее близкой к учению Мухаммеда модели общества. Даже флаг за основу взяли тот же – черный прямоугольник.

Но вернемся к шиитам. В умме многих возмутил отход Омейядов от принципов демократической передачи власти. Жители Куфы заявили о своем неподчинении новоявленному халифу-узурпатору и о готовности выступить против него. Аль-Хусейн ибн Али аль-Кураши, внук Мухаммеда (сына Али и Фатимы (дочери Пророка) и брата убитого ранее Хасана), третий имам, был приглашен ими возглавить выступление против Омейядов. Хуссейн согласился, выслав вперед своего кузена, Муслима ибн Акиля. Тот подтвердил, что 18 тысяч куфийцев присягнули Хусейну и ждут его.

Хусейн со всем своим семейством выдвинулся из Мекки в Куфу, но тем временем обстановка изменилась: Язид прислал в Куфу нового правителя с крутым нравом, который пообещал убивать любого, кто не подчинится Омейядам. Муслим попытался организовать восстание, но был предан куфийцами и казнен. Отправить Хусейну предостережение ему не удалось. Хусейн с дороги выслал вперед в Куфу еще одного посланника. Того схватили, он пытался призвать куфийцев к совести, но был сброшен со стен крепости.

Хусейн узнал о предательстве куфийцев лишь войдя в Ирак, но не стал поворачивать назад, и 02 октября 680 г. возле города Кербела карван Хусейна из 300 человек, включая женщин и детей (из воинов было лишь 40 пехотинцев и 32 кавалериста), был встречен 1000 куфийцев. Дальнейшие события известны в исламской истории как Битва при Кербеле.

 Куфийцы подтвердили, что они теперь против Хусейна. Тот ответил, что в этом случае он возвращается домой, но куфийцы сказали, что у них приказ его задержать. Ночь они провели за совместными молитвами.

Позже подошли еще 4000 воинов Язида. Они отрезали лагерь Хусейна от водопоя, моря его отряд жаждой.

Хусейн повторно предложил позволить ему вернуться домой, но правитель Куфы посчитал, что в этом случае Хусейн сможет вернуться с подкреплением, и приказал начать битву.

Хусейн попросил о переносе битвы на утро, чтобы иметь возможность помолиться ночью, и командир куфийского отряда его уважил (вот интересные были обычаи благородно убивать друг друга). Это не понравилось правителю Куфы, и он послал замену сговорчивому военноначальнику.

Хусейну приснилось, что он скоро встретится с Пророком. Хусейн собрал своих последователей, объявил им о скорой гибели и предложил покинуть его под покровом ночи, но ни один не согласился.

Наутро 10 октября 680 г. Хусейн выстроил немногочисленный отряд в линию обороны и призвал воинов противника присоединиться к нему. Командир отряда, первым повстречавшего Хусейна, по имени Хурр, перешел на его сторону. Ввиду малочисленности воинов Хуссейна было оговорено, что стрелы и копья использоваться не будут (я не перестаю удивляться военным традициям того времени). Впрочем, когда после начала битвы на одном из флангов люди Хусейна стали теснить нападавших, договор был нарушен, и многие его соратники были убиты стрелами. Чтобы предотвратить это, многие воины Хусейна вызывали врагов на поединки, и были убиты в неравной борьбе.

Когда погибли почти все бойцы Хусейна, на его защиту встало семейство, включая малолетних детей. Всего на стороне Хусейна погибло 72 человека, 23 из которых были его родней.

Одним из примеров стойкости соратников Хусейна является подвиг Аббаса ибн Али. Он попытался прорваться к Евфрату, чтобы добыть воды для осажденных. Наполнив бурдюк под градом стрел, он направился назад, но был перехвачен противником. Когда ему отрубили правую руку, он взял бурдюк в левую. Отрубили левую – взял его в зубы. Затем стрелы пробили бурдюк и ранили его в глаза.

Настало время полуденной молитвы. Хусейн предложил прерваться на намаз (да, это тоже было обычным явлением), но бой был такой яростный, что прерываться не стали. Вскоре Хусейн был ранен стрелой в грудь, но продолжил сражаться. Абдулла ибн Хасан, несовершеннолетний племянник Хусейна, закрыв его своим телом, потерял руку от удара меча, и был убит стрелой.

В конце концов Хусейн был убит, а над телом его надругались – топтали лошадьми. Головы Хусейна и его погибших соратников отсекли, и, насадив на пики «словно пальмы», оправили в Дамаск, вместе с уцелевшими родственниками Хусейна, которые проведут там год в заточении, а некоторые будут замучены. Жители Куфы, раскаиваясь в своем предательстве, встретили плененных близких Хусейна стенаниями и самоистязаниями.

События битвы при Кербеле положили начало традиции отмечания Ашуры – дней траура по Хусейну. Шииты отмечают его первые 10 дней месяца мухаррама по исламскому календарю (битва произошла 10 мухаррама).  Сунниты – только один день,  10 муррахама. Ашура для шиитов – одно из важнейших религиозных ежегодных событий. В эти дни совершаются тазии – соболезнование о погибшем мученической смертью Хусейне в театрализованной форме: шииты собираются для  – , чтобы вместе почитать жизнеописания Хусейна; участниками процессий, несущими деревянные ковчеги – пальмы (нахль) воспроизводятся сцены битвы при Кербеле, многие в память о его страданиях истязают себя, нанося удары камнями, цепями и кинжалами (впрочем, это не приветствуется нынче шиитскими лидерами). Широко отмечать Ашуру шииты начали лишь в 963 году – после захвата ими суннитского Багдада обязательность Ашуры была предписана шахским указом.

В течение довольно длительного времени после гибели Хусейна шииты оставались преследуемым суннитами меньшинством. Между тем, в 747 году Аббасиды, потомки дяди пророка Мухаммеда, после долгой тайной подготовки подняли на северо-востоке Ирана, в провинции Хорасан, восстание против Омейядов, используя недовольство новообращенных мусульман не арабского происхождения  неравенством по отношению к арабам, а также недовольство шиитов суннитами. Уже в 750 г. восставшие, ведомые Аббасидами, разгромили армию Омейядов. Почти все Омейяды были истреблены, лишь одному представителю семьи удалось бежать в Андалусию, где он основал новую династию.

Поначалу захват власти Аббасидами не привел к значительному улучшению положения шиитов, несмотря на то, что при Аббасидах на первое место вышла принадлежность к общей вере, исламу, а не к арабской нации. Шииты ожидали, что после свержения Омейядов Аббасиды передадут власть потомкам Али и Фатимы – Алидам.  Но, разумеется, в планы Аббасидов это не входило. Уже в 754 г. с приходом к власти Абу-Джафара аль-Мансура конфронтация между Аббасидами и Алидами возрастает. До конца своего правления в 775 г. аль-Мансур уничтожил не менее 1000 Алидов. Вчерашние союзники – лидеры шиитов, потенциально способные стать угрозой для новой власти, уничтожались. Так, был убит персидский генерал Абу-Муслим, под командованием которого восставшие разгромили Омейядов.  Тем не менее, поскольку к тому и времени в шиизме появилось несколько течений, порой конфликтующих друг с другом, “умеренные” шииты (Алиды считались “радикальными”) пользовались расположением Аббасидов.

На окраинах халифата, где власть Аббасидов ослабевала, Алиды власть подбирали. В 784-789 годах исламские племена западного Магриба (Северной Африки), признали своим правителем Идриса ибн-Абдуллаха, правнука имама Хасана ибн Али аль-Кураши, бежавшего от преследований Аббасидов,  после чего им был основан город Фес и образовано государство Идрисидов (просуществовавшее до 974 года), от которого марокканцы ведут отсчет своей государственности.

В 812 году пришедший к власти Абдуллах аль-Мамун, халиф из династии Аббасидов, чьей матерью была персиянка, перешел к политике единения суннитов и шиитов. Он укрепил отношения с шиитскими династиями посредством перекрестных браков. Черный цвет флага Аббасидов был заменен на шиитский зеленый.

В 909 году вследствие берберского восстания территория Северной Африки постепенно переходит к шиитской династии Фатимидов – потомков Фатимы, дочери Пророка и Али ибн Абу Талиба, Четвертого праведного халифа. Фатимиды же и уничтожили государство родственников – шиитов, Идрисидов. Халифат Фатимидов просуществовал  до 1171 года.

Халифат Фатимидов

Халифат Фатимидов (@Arab Ligue)

В 945 году в результате восстания Буидов, принявших шиитский ислам в конце IX века, династия Аббасидов фактически была отстранена от власти, Буиды оставили за ними лишь номинальные должности. Шииты Буиды при этом находились в состоянии вражды с шиитами Фатимидами. Считается, что Буиды приняли шиизм в политических целях. При этом они старались убрать почву для конфликта между шиитами и суннитами, предоставляя им равные права, и назначая в некоторых случаях на ключевые посты христиан во избежание споров.

Как ни странно, на следующем этапе шииты получили поддержку от монголов – династии Хулагуидов (в английской историографии – ильханов (“ханов племени”)), правивших Ираном после монгольского завоевания, в 1256-1353 гг. (государство Хулагуидов). Изначально, как и остальные монголы, они являлись приверженцами шаманизма, а также были подвержены заметному влиянию буддизма и христианства. Впрочем, их интерес к религиям носил поверхностный характер. В 1295 году Хулагуиды во имя укрепления своих позиций в преимущественно шиитской Персии объявили шиизм государственной религией, лишив христиан, иудеев и буддистов прежних привилегий.

Решающее значение для окончательного закрепления шиизма в качестве государственной религии Ирана имело воцарение династии Сефевидов (1501-1736 гг.). Основатель династии, Исмаил I, насильно обращал подданных (включая суннитов) в шиизм, убивая и изгоняя несогласных, наделяя шиитских авторитетных богословов землями и имуществом взамен на поддержку ими шахской власти. И да, Исмаил I был в числе тех, что объявил себя Мехди и реинкарнацией Али.

В настоящее время Иран является крупнейшим шиитским государством – шииты составляют до 95% его населения (до 70 млн. человек) и около 35% всех шиитов мира. Следующими за Ираном по относительной численности шиитов среди населения идут Азербайджан (до 75%), Бахрейн (до 70%), Ирак (до 67%) и Ливан (до 55%). В остальных странах число шиитов не является преобладающим. По абсолютный цифрам за Ираном идет Индия (до 50 млн. человек; до 25% всех шиитов мира), затем Пакистан (до 40 млн., до 15%), Нигерия (25 млн., 12%) и Ирак (22 млн., 12%). В остальных странах шиитское население менее 10% от количества шиитов в мире.

Распространение ислама Ghibar

Распространение ислама в мире @Ghibar. Зеленое – сунниты, красное – шииты, фиолетовое ибадиты.

Основные отличия шиитов от суннитов:

  1. Сунниты считают необходимым следовать буквальному толкованию Коранна и сунн – жизнеописаний Пророка (крайняя форма – талибы). Шииты – что нормы ислама не догма, но могут толковаться имамами, являющимися посредниками между Аллахом и людьми.
  2. Имам Али для шиитов – центральная фигура культа, главная после Мохаммеда. К обычному у суннитов “Нет бога кроме Аллаха, и Магомет – пророк его” шииты добавляют “И Али, друг его”. Жена Али, Фатима также высоко почитается шиитами. Сунниты признают их святыми, но не признают их особой роли.
  3. Сунниты признают Праведными всех четырех первых халифов. Шииты – только Али, а первых трех халифов называют узурпаторами.
  4. Шииты наделяют особым статусом 12 имамов-потомков Али – они «избираются Аллахом» из потомков Али. Сунниты считают, что имамом может быть любой исламский ученый богослов.
  5. Шииты верят, что Мехди – пророк, который поможет Исе (Иисусу) в его последней битве со злом перед Судным днем, это реальный человек, последний, двенадцатый из имамов-потомков Али, скрытно с помощью Аллаха живущий на земле. Для суннитов Мехди фигура больше идеальная.
  6. Шииты считают, что нормы Корана за время его существования частично исказились, а частично были утеряны, случайно либо намеренно («тахриф»  Корана).
  7. Шиитам позволен временный брак – мут’а. Можно взять женщину в жены на время (хоть на час), выплатив ей вознаграждение за это (что-то мне это напоминает).
  8. Такыйя – дозволение скрывать принадлежность к исламу и другие убеждения. Сунниты считают, что это допустимо лишь в случае опасности для жизни. Шииты – по многим другим причинам, если это имеет смысл.
  9. У суннитов Ашура длится один день, у шиитов – 10. При этом Ашура у шиитов проходит крайне экспрессивно, с возможным самоистязанием.
  10. Шииты считают, что поклоны во время молитвы можно делать лишь прикасаясь лбом к земле, глине или камню. Для этого существует специальный глиняный диск – “мухр”. У суннитов же таких ограничений нет.

Если эта заметка понравилась, буду премного благодарен, если вы поделитесь ею в соцсетях, нажав на соответствующие кнопки ниже – это поможет продвижению сайта. Спасибо!

2 comments

  • Светлана

    Здравствуйте ! Спасибо ! Полезное и увлекательное чтение этой статьи о Иране принесло колоссальное удовольствие !

    • leronich

      Здравствуйте, Светлана!

      И Вам спасибо – приятная и обнадеживающая оценка моих усилий:)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.